Меню

настройка helix dark blue four

Volvo XC70 Бомбовоз › Бортжурнал › Helix Dark Blue Four — препарация и твик

Бренд Helix хотя и обширно представлен на нашем рынке, но, как мне кажется, не входит в ТОП-сколько-то-там производителей автозвука. И дело не в качестве — оно у всех одинаково китайское, а просто в недостаточной раскрутке. Сам бренд принадлежит немецкому концерну Audiotec-Fischer и позиционируется производителем как «удачный компромисс между качеством звука и ценой». Еще в концерне имеются бренды Brax (претензия на Hi-End) и Match (линейка для апгрейда штатных аудиосистем).

Усилитель Helix Dark Blue 4 привлек меня строгим дизайном (в отличии от его предыдущей реинкарнации DB4, дизайн которой напоминает эпопею StarWars). Я приобрел его году примерно в 2006-2007, еще для альмеры, стоил он порядка 6000. Там он исправно работал от штатного ГУ, два канала на двухполоску в дверях, два канала мостом на сабвуфер. Потом усилок переехал в аккорд, где был подключен к тыловому каналу и работал только на сабвуфер. Ну и наконец ксюха. За почти 10 лет работы — никаких нареканий. Но нет предела совершенству, поэтому я в него полез.

Производитель заявляет следующее:
Серия: Dark Blue
Усилитель класса AB
THD:

Что мы видим на этой фотографии? Четыре канала усилителя мощности на дискретных транзисторах (в центре слева). Импульсный блок питания (справа). Предусилитель и фильтры (слева на основной плате и выносном модуле) — на операционных усилителях NJM2068. Ничего принципиально отличающегося от других усилителей этого уровня.

Вот схема одного канала, найдена на просторах сети (дай Бог здоровья ее автору). К сожалению, на схеме отсутствует предусилитель, фильтры и БП — но уж какая есть.

Естественно, вскрывал я его не просто так. Я хотел малой кровью сделать этот усилитель лучше. В первую очередь меня не устраивало «мыло» в верхнем диапазоне — звук смазанный, как будто смотришь сквозь запотевшие очки. Но и было принято решение осуществить небольшой твик.

Источников по удачным конструкциям не так много. Есть обширная статья по Хеликсам, но она относится к новой линейке их продукции (A4, B2, B4). Это очень достойный материал, хотя и не для новичков. Есть на драйве небольшая заметка, там рассмотрено первое поколение, а весь твик сводится к замене емкостей питания. На блюзмобиле, вегалабе и еще кое-где попадаются посты, содержащие больше вопросов, чем ответов. За бугром вообще этой фигней никто не занимается, да и мало там таких усилков.

Вот список, который наметил себе я после анализа всего вышепрочитанного:
1. Замена проходных емкостей CA1 в каждом канале на приличные электролиты 10,0*16V. Рассматривались Nichicon MUSE BP и ELNA Silmic II, купить удалось вторые. Нужно 4 шт. Это как раз лучший и недорогой способ борьбы с «мылом».
2. Замена конденсатора в цепи ООС CA8 на любой приличный пленочный. Куплены Audiocore Silver Mica 22p, хотя надо было 15p — 4шт.
3. Замена всех конденсаторов на пути сигнала (CA3, CA4, CA6, CA7) на приличную пленку.
4. Замена конденсаторов питания на Nichicon KG 1000х25V. В оригинале емкость 4700мкФ на плечо, я собрал пачку из семи штук — получилось 7000мкФ. Немножко улучшает динамику и однозначно облегчает отработку басов.
5. Замена входных емкостей предусилителя СF1 на перемычки. Меньше компонентов — меньше шумов.

Закупил ворох деталей в дико небюджетной, но крайне вежливой аудиомании.

Вот пара каналов с замененными элементами (электролиты большего размера, коричневые пленочники) и рядом пара с оригинальным монтажом

Вторым этапом провел:
— замену ОУ на LME49860
— замену полевых транзисторов на IRF3205 (посоветовали в комментах в сообществе Автозвук, есть тема на magnitola.ru)
— исключение фазоинвертирующих ОУ на втором и четвертом каналах;
— возврат проходных емкостей на вход предусилителя, чтобы избавиться от «пука» при включении.

Начал я с электролитов питания. Вместо батареи из семи Blackgate на плечо были закуплены Mundorf M-Lytic AG GO 6800х63V, уж точно с запасом (замер на схеме, кстати, показал там 24В). С ними проблем не возникло, они прекрасно разместились с коротенькими кусочками провода.

Замена штатных полевых транзисторов 50n06 на IRF3205 имеет цель облегчить усилителю потребление высокой мощности: каждый из них пропускает 75А номинально против 50А у штатных. Таким образом, если усилитель пожелает из цепи питания получить большой ток — получит. Теоретически, это облегчает отработку атаки баса. В общем-то, необязательная процедура в моем случае, но стоят транзисторы недорого.

Читайте также:  nmt установка своих приложений

Замена ОУ продиктована в первую очередь тем, что NJM2068 достаточно архаичен. За более чем 10 лет индустрия шагнула далеко вперед, есть более эффективные устройства. Имя им — легион. Я насобирал по сети штук 20 разных вариантов ОУ с обширными комментариями по их «музыкальности». Мой выбор остановился на LME49860, и не потому, что он признан как один из самых ровных по звуку, а по техническим характеристикам — у него скорость нарастания фронта 20В/мс — это офигеть как много против 6В/мс. Что это дает? Проще объяснить на примере.

Представьте себе характерный «блям» издаваемый из телекастера в стиле фанк. Вот с высокой скоростью нарастания будет именно «блям», а не «бббляяяммммм». Музыканты это «атакой» называют.

Но вот западло, плата усилителя разведена под корпус ОУ SIP8, а выбранная мной замена (да и большинство других) в таком корпусе не выпускаются! Пришлось напаять вот таких модных адаптеров:

Теоретически, теперь я могу экспериментировать с разными ОУ без паяльника. На плате все это выглядит мило и компактно:

Потом я исключил фазоинвертирующие ОУ из 2го и 4го канала — не извлекал их из платы, а выпаял идущие к ним резисторы и замкнул выход преда на вход УМ.

И вот тут начался триллер.

При включении мой усилитель начал уходить в защиту и нещадно гудеть трансформатором. Это очевидный признак того, что усилитель потребляет тока больше, чем ему может дать блок питания. Проковырявшись несколько дней я осознал, что НЕ ПОНИМАЮ в чем дело. И решил доверить дело профессионалам — потащил его в Лабораторию Ремонта (кстати, весьма себе контора, не первый раз с разной техникой выручают).

Отмечу, что в машину я усилитель не ставил — включал от лабораторного источника питания.

Отремонтировали чуть больше, чем за неделю. Принес домой, вскрыл — вижу, что все очень аккуратно, наклеили экранчики на мои адаптеры

Смотрю дальше. Вижу, что восстановлен кусок схемы с фазоинвертирующим ОУ — резисторы на месте. Еще вижу, что резисторы в RC фильтре на питание предусилителя запараллелены такими же — значит корректировали режимы ОУ в предусилителе. Спасибо им, у меня мысль была, но руки не дошли.

Включаю в свой лабораторный источник питания, на закороченных входах — и усилок тут же уходит в защиту, и гул трансформатора есть, но совсем тихий! Ну, думаю, трындец. Починили. Но все-таки решил в машине попробовать — ну и конечно же он работает.

Что я делал не так? Понятия не имею. Грешу на фазоинверторный ОУ — либо я его исключил неправильно, надо было не лениться и выпаять, либо где-то дальше по схеме на этой противофазности каналов что-то основано. Хрен с ним.

Игра в любом случае стоила свеч. Разница очень хорошо заметна, в первую очередь по атаке ударных и по электрогитаре (кто читает БЖ помнит, как я ругался, что новая акустика рок не играет. Так вот, не в ней дело-то!). Гитара стала очень читаемая, слышно каждую струну в аккорде.

Не знаю как это назвать, но на записях стало слышно дополнительную информацию — как в начале трека шепотом считают «три-четыре», как посередине соло у контрабасиста лист бумаги упал… Это впечатление можно сравнить с просмотром хорошего телевизора — у меня лично бывает ощущение, что я в жизни так хорошо не вижу, как этот ящик показывает. Вот и тут тоже самое.

Вчерновую все настроил и оставил все в покое.

Можно ли еще что-нибудь сделать?
Да, можно. Можно перемотать на нормальном сердечнике трансформатор. Можно заморочаться и идеально выставить режимы выходных транзисторов. Можно почистить питание ОУ в предусилителе. Можно еще разводку платы менять. Но я туда больше не полезу. Хватит с меня полтергейстов. Все хорошо, а лучшее — враг хорошего.

2. На фиг это было нужно?
Нет-нет, не подозревайте меня в запущенной аудиофилии! Я сначала инженер, а уже потом меломан-фанатик: я знаю, что потолок качества системы определяется худшим ее компонентом. У меня есть средняя акустика, добротный монтаж, умеренная шумоизоляция, головное устройство с цифровым интерфейсом… и усилитель уровня «чуть ниже среднего». Ясное дело, что начинать надо было с него.
Те, кто следит за моими приключениями со звуком, помнит, что мне с самого начала не очень нравились верхи. Я грешил на алюминиевый твиттер, на поганый кроссовер, ковырялся с настройками частот. Но проще (и дешевле) начать со слабого звена.
Ну а потом — господа, попробуйте купить новый 4х канальник класса AB с встроенным полосовым фильтром (для меня это принципиально, у меня нет процессора), да еще чтобы 10 лет проработал? Пятнашку он стоит, не меньше. А тут, вложив пять тысяч в компоненты и получив удовольствие от ковыряния с паяльником удалось, как мне кажется, слегка расширить бутылочное горлышко моей системы.

Читайте также:  hp pavilion dv6 настройка экрана

Респект всем, кто дочитал до конца эту радиоэлектронную муру.

источник

Hyundai Sonata NF ЭнэФка › Бортжурнал › Helix Dark Blue Four

Этому устройству воспроизведения звуков стало скучно одному, пришлось купить вот такие провода

аккуратно провести их в салон

и далее вдоль порога вывести в багажник, в комплекте 5 метрового силового кабеля не хватило, пришлось допиливать

акустические провода проложены через потолок, во время инсталляции фото не делал, собственного ничего интересного там нет, работа довольно таки муторная и надоедливая, мне лично больше гайки крутить интереснее

и вот такое чудо поселилось в багажнике

Стоит ли говорить что звук изменился в лучшую сторону? Это как поменять посредственную магнитолу на хорошую, звук очень насыщенный, четкий, бас мягкий, звучит потрясно!

источник

Сообщества › Автозвук › Блог › А младший-то с характером. Тест 4-канального усилителя Helix D Four

Сделать усилитель в умеренном бюджете и при этом не скатиться к ширпотребу – задача сложная. В большинстве случаев она посильна только компаниям, которые ведут собственные разработки, а не просто продают готовые ОЕМ-продукты под своими логотипами. В Audiotec Fischer по этой части, мягко говоря, опыт имеется, и не малый. Многие решения, которые сейчас воспринимаются как само собой разумеющееся, в своё время были придуманы именно братьями Фишерами. Так что даже один из младших усилителей у них получился с собственным узнаваемым характером.

Интересно, что в последнее время Audiotec Fischer стараются младшие модели делать в общем фирменном стиле. Взять хотя бы протестированный недавно Helix G Four или сегодняшний Helix D Four, который ещё немного дешевле (на момент теста он стоит около 11000 рублей). Оба они внешне перекликаются с топовыми усилителями компании. Скажем, с теми же Brax. Строгий массивный корпус со шлифованными поверхностями – всё по делу и без особых излишеств.

В каком-то смысле это даже приятно. Покупая младшую модель, получаешь возможность сделать такую же опрятную и стильную инсталляцию, как с более дорогими усилителями. Да и по содержанию D Four оказался тоже не безликим, а с индивидуальной изюминкой. Однако, обо всём по порядку.

Компоновка усилителя традиционная, тут никаких неожиданностей. Линейная часть с регулировками – с одной стороны, терминалы «силы» и «акустики» – с другой.

По части фильтров каналы неравнозначны. В каналах А/В можно включить только ФВЧ. Правда, настроить его можно аж до 4 кГц, что недвусмысленно намекает на возможность поканалки.

В каналах C/D можно включить либо такой же ФВЧ, либо вместе с ФНЧ, образовав полосовой фильтр. Верхний предел настройки ФНЧ – до тех же 4 кГц.

Единственное, что насторожило – широкие диапазоны настройки частоты для всех фильтров охватываются в один оборот потенциометра, без деления на диапазоны. А это значит, что точная настройка частоты может оказаться непростой задачей. На измерениях обращу на это особое внимание.

Из полезных особенностей – возможность при необходимости подключать усилитель всего по одной паре входов и наличие входов высокого уровня. Последние выполнены в разъёмах, что, на мой взгляд, довольно удобно. Не придётся заводить провода, пытаясь подлезть к терминалам уже установленного усилителя.

Но гораздо важнее, что усилитель можно использовать в штатных аудиосистемах с самодиагностикой, которые начинают паниковать при отключении динамиков. Система ADEP (Advanced Diagnostics Error Protection) позволяет имитировать нагрузку для штатного усилителя. И да, система автоматического включения без подключения провода Remote, если что, тут тоже имеется.

Внутри усилитель построен классически – на «полноразмерных» компонентах, без SMD и особых технологических изысков. Всё просто и надёжно.

Выходные каскады построены на комплементарной паре 2SB817 и 2SD1047. В общем-то, тоже классика.

По итогам вскрытия Helix D Four – добротный усилитель правильного начального уровня. Впрочем, как всегда, всё дело бывает в мелочах, которые не видны глазу. А посему – к измерениям и прослушиванию.

Для начала – фильтры. Поскольку диапазоны регулировки достаточно большие, снял АЧХ не только в крайних положениях, но и в промежуточных. Параметры не идеальные, заметно плавают при регулировке. Но совсем бесполезными фильтры не становятся, пользоваться можно, а результаты измерений есть смысл просто принять как руководство к настройке.

Читайте также:  настройка dhcp сервера ipv6 windows 2012

Сначала – работа ФВЧ, эти фильтры одинаковы для каналов А/В и C/D:

Регулятор на минимум – 15 Гц
Регулятор на 10 часов – 24 Гц
Регулятор на 12 часов – 120 Гц
Регулятор на 14 часов – 380 Гц
Регулятор на максимум – 3,9 кГц

Теперь ставлю ФВЧ в каналах C/D на минимум и снимаю АЧХ при разных положениях регулятора ФНЧ:

Регулятор на минимум – 60 Hz
Регулятор на 10 часов – 100 Гц
Регулятор на 12 часов – 270 Гц
Регулятор на 14 часов – 690 Гц
Регулятор на максимум – 4,0 кГц

Кстати, если усилитель будет использоваться в системе «фронт + саб», то ФВЧ в этом случае будет использоваться как сабсоник, отсекающий неинформативный инфраниз и не дающий сабвуферному динамику уйти в разнос. Очень полезная фишка, особенно если сабвуфер имеет фазоинверторное оформление.

С регулятором Bass Boost всё чётко и в соответствии с обещаниями – подъём на 12 дБ с центром на 45 Гц.

Теперь к характеру искажений. Усилитель работает с малыми токами покоя, поэтому КПД у него очень хороший, греется мало, но всё это ценой повышения искажений на малых уровнях сигнала и характерной «расчёски» в спектре. На самом деле никакого криминала, всё это как и у любого аналогичного усилителя класса АВ.

Чтобы оценить искажения количественно, снял зависимость КГИ от выходной мощности. Заметьте, если величину искажений определять формально, т. е. на мощности 0,1 от максимальной (эту методику как раз любят многие производители) то КГИ не превышает 0,02%, что в точности совпадает с описанием.

На самом деле для усилителя в этой ценовой категории искажения невысоки. Большинство усилителей аналогичной стоимости обычно имеют КГИ выше. Я имею ввиду не цифры из маркетинговых описаний, а реальное положение дел.

К тому же усилитель хорошо работает не только на 4 Ом, но и на 2 Ом. Искажения в рабочем диапазоне мощностей при переходе на низкоомную нагрузку повышаются едва-едва. Правда, и прибавка в максимальной неискажённой мощности небольшая, всего процентов на 50.

Что же касается силового запаса вообще, то заявка обещает 65 и 90 Вт на 4 и 2 Ом, соответственно. На деле, если отталкиваться от стандарта СЕА-2006, получилось даже больше.

Номинальная выходная мощность на 4 Ом (THD=1%) – 82 Вт
Номинальная выходная мощность на 2 Ом (THD=1%) – 124 Вт

Наверное, было бы неправильно предъявлять к усилителю в этой цене какие-то жёсткие аудиофильские требования. Ну не будет никто в такой системе слушать, как кто-то там дунул соплю во флейту, как прошелестел фрак скрипача или как дирижёр шаркнул каблуком на переходе к форте-фортиссимо. Так что лучше постараюсь описать характер звучания Helix D Four в целом.

С одной стороны, усилитель действительно не склонен к аудиофильским тонкостям и избавляет слух от излишних подробностей. Но при этом его звучание совсем не тяжёлое и не мыльное, ни разу не зажатое, поэтому слушается легко, и от него не устаёшь. Он просто как будто рисует картину широкими мазками. Причём, рисует насыщенно, интересно и как-то открыто что ли. И самое главное – динамично, так что любители жёсткого рока тоже могут к нему присмотреться.

Бас основательный, массивный, но при этом не «заплывший жиром» и не размазанный. Звучание на нижних частотах плотное и собранное. С энергетикой у усилителя всё в порядке.

Одним словом, характер у усилителя есть, и я бы назвал его по-немецки педантичным. Кстати, уже не первый раз вспоминается этот эпитет применительно к Helix. Тенденция, однако.

Helix D Four хоть и позиционируется как один из младших усилителей в семействе Audiotec Fischer, имеет все «фамильные черты» марки. И речь совсем не о внешнем виде (хотя, с этим тут всё тоже в тему).

Усилитель имеет чёткое, честное и педантичное звучание, характерное для последнего поколения техники Helix, и уже одним только этим заслуживает к себе особого внимания.

Плюсы:
Добротное исполнение по принципу «просто и надёжно»
Очень даже приличное звучание для своей цены
Возможность подключать к штатным системам с самодиагностикой
Возможность работы от одной пары входов
Фильтры позволяют организовать поканальное подключение акустики

Минусы:
Совсем не идеальные параметры фильтров

источник